Innovative activity in the municipality

Local self-government, as one of the levels of public authority, is the basis and starting point of all socio-economic transformations taking place in Russia. This fully applies to innovation.

Innovations are not only the results of research and development (R & D) or knowledge-intensive production, but also various forms of economic, technological, organizational initiatives implemented in the course of any activity.

The need for innovation at the municipal level is due to the following factors:

- the increasing role of innovation as a factor in the growth of prosperity and the sustainability of socio-economic development;

- the relevance of the formation in the municipality of an effective socially-oriented market economy, based on modern technological structures;

- the lack of proper conditions for active involvement of the accumulated scientific and technical potential of municipalities in the processes of modernization of production and development of the high-tech sector of the economy.

Therefore, when developing a municipal innovation policy, a systemic approach is important. At the same time, the essence of innovative development consists in changing the character of economic growth - in the transition from extensive development based on outdated technologies, organization and structure of the economy, to intensive development based on innovations.

The role of municipalities in providing innovative development of the economy is associated with several areas. The most important of these is the formation of prerequisites for broad economic activity, support for the innovation policy of large and small enterprises, the development of an economic infrastructure that provides a growing demand from new industries (transport, communications, housing and utilities, energy resources, etc.). Only with the implementation of a systemic innovative state and municipal policy, the measures taken and the expenditure of budget funds at all levels of the budget system will lead to the desired growth of innovation activity.

Russian legislation on socio-economic development of the municipality is referred to issues of local importance, with all the ensuing consequences. Therefore, municipal entities have the right to formulate their strategy of innovative development, develop and implement their own projects and plans for social and economic development.

In order to specify the strategy for the development of the Tambov region for the period until 2030 and, in particular, the development strategy of the city of Tambov, the task of becoming one of the most developed innovation-active regions of the country on generalizing indicators of social and economic development should be set. We are talking about maximizing the use of the region's potential and its competitive advantages, namely, using only partially high scientific, educational and innovative potential; diversified structure of industrial production; favorable transport situation, favorable for the development of interregional economic ties; developed investment and construction complex.

Направления инновационного развития экономики муниципального образования

Использование потенциала региона предполагает решение следующих организационных задач с непосредственным участием администрации области и города:

•        развитие сетевой кооперации в производстве инновационной продукции путем формирование единого и взаимоувязанного с сектором реальной экономики научно-образовательного и инновационно-технологического информационного пространства деловых коммуникаций, образующего «информационный мост» между разработчиками инновационной продукции и инвесторами, заинтересованными в ее промышленном освоении;

•        поддержка создания и развития малых инновационных предприятий при научных учреждениях и высших учебных заведениях области, стимулирование инновационной деятельности в этих предприятиях и вовлечения инноваций в рыночный оборот;

•        содействие появлению кластеров потенциальных инноваций, способных конкурировать на национальном и мировом рынках, посредством конкурсной финансовой поддержки новых инновационных компаний, работающих в высокотехнологичных секторах экономики;

•        осуществление на условия государственно-частного партнерства системообразующих региональных инновационных проектов по приоритетным направлениям инновационного развития экономики города и области, включая поддержку инновационной деятельности инициаторов проектов на стадиях: создания объектов интеллектуальной собственности и организации их использования («посевная» стадия); опытно-конструкторских работ и опытного (пилотного) производства; развития инноваций и инновационного роста при становлении серийного производства, а также кластерных проектов, направленных на инновационное обновление регионального индустриально-аграрного производственного комплекса и низкотехнологичных способов промышленного производства за счет широкого вовлечения научных и образовательных организаций, промышленных предприятий, малого бизнеса, банковского и венчурного капитала в процесс модернизации и инновационного развития муниципальной  региональной экономики.

•        организация экспертного сообщества, оценивающего результативность инновационной политики в целом и эффективность ее отдельных составляющих;

•        развитие инфраструктуры инновационной системы, включая вузы и научные учреждения, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные промышленные кластеры, учебно-деловые центры, центры трансферта технологий и другие специализированные организации; повышение экономической эффективности инновационной деятельности, извлечение дополнительной инновационной ренты;

•        развитие нормативно-правового, информационного обеспечения инновационной деятельности, инновационной культуры (мировоззрения) в среде предпринимателей, работников промышленности, областной и городской администрации на основе реализации новых образовательных программ вузовской подготовки специалистов и переподготовки кадров в системе послевузовского обучения.

Успешная реализация названных задач требует создания и развития современной региональной инновационной системы, обеспечивающей поддержку инновационной деятельности на всех стадиях инновационного цикла, являющегося ключевым системообразующим фактором социально-экономического развития области и преодоления сложившегося технологического отставания ряда отраслей региона. При этом деятельность региональной власти и администрации города должна быть направлена преимущественно на развитие инновационной предпринимательской активности, активизацию «точек экономического роста» и достижение высоких показателей деятельности базовых отраслей промышленности на основе кластерной концепции развития региональной экономики и непосредственного участия в ее реализации ведущих корпораций, вузов и институтов гражданского общества.

Мероприятия, направленные на инновационное развитие экономики муниципального образования

В рамках повышения качества управления на региональном и муниципальном уровнях должны быть осуществлены следующие организационные мероприятия:

•        разработка и принятие федеральной программы содействия проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне – создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, реформы функций государственного управления (выполнение законодательных решений по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления);

•        создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей, состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов, выявления инфраструктурных ограничений и возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, создание системы сбора и распространения лучшей практики проведения реформ на региональном и местном уровне;

•        содействие межрегиональной координации решений в области экономической политики – участие федеральных органов исполнительной власти в процессе разработки стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации (групп субъектов) и финансировании межрегиональных инфраструктурных проектов, инициируемых несколькими субъектами федерации либо крупными группами поселений в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития;

•        содействие реализации пилотных проектов социально-экономических реформ на региональном и местном уровнях – разработка и принятие федеральной нормативно-правовой базы для проведения экспериментов по внедрению новых инструментов социально-экономической политики в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Обязательным условием реализации пилотных проектов должны стать мониторинг и контроль со стороны федеральных органов, последующая обработка результатов эксперимента с целью распространения лучшей практики и внесения в установленном порядке законопроектных инициатив;

•        реализация существующих механизмов финансового поощрения регионов и муниципальных образований, ориентированных на проведение приоритетных реформ. Софинансирование усилий региональных и местных властей в области проведения социально-экономических реформ из федерального бюджета;

•        оценка уровня социально-экономического развития регионов, муниципальных образований, в зависимости от их функции в пространственной организации страны. Введение системы статистики для городских округов и городских поселений.

•        оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально-экономических, бюджетной и административной реформ, сбор информации и анализ состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, оценка реализации региональных программ социально-экономического развития.

В целом данные меры государственной и муниципальной административной и финансовой поддержки способны устранить барьеры для формирования конкурентоспособных кластеров и обеспечить привлечение инвестиций в экономическое развитие территории.

Экономические исследования показывают, что для консолидации деятельности различных бизнес-единиц, участвующих в создании нового наукоемкого продукта, целесообразно использовать концепцию региональных инновационных кластеров, характеризующихся высоким уровнем самоорганизации, мотивации и сбалансированности интересов участников хозяйственной деятельности, а также возможностью организации их эффективного взаимодействия с федеральными и местными органами власти на основе государственно-частного партнерства в промышленной сфере. Данные качества, в сущности, и обусловливают появление мультипликативных и синергетических эффектов межотраслевой кооперации и концентрации наукоемкого производства. Достижение этих эффектов требует повышения эффективности госрегулирования региональных экономических систем и поддержки предприятий на условиях государственно-частного партнерства.