Инновационная деятельность в муниципальном образовании

Местное самоуправление, как один из уровней публичной власти, является базисом и отправной точкой всех социально-экономических преобразований, происходящих в России. Это в полной мере относится и к инновационной деятельности.

Инновации — это не только результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) или наукоемкие производства, но и различные формы экономической, технологической, организационной инициативы, реализуемые в процессе любой деятельности.

Необходимость осуществления инновационной деятельности на муниципальном уровне обусловлена следующими факторами:

- возрастанием роли инноваций как фактора роста благосостояния и устойчивости социально-экономического развития;

- актуальностью формирования в муниципальном образовании эффективной социально-ориентированной рыночной экономики, базирующихся на современных технологических укладах;

- отсутствием должных условий для активного вовлечения накопленного научно-технического потенциала муниципальных образований в процессы модернизации производства и развития высокотехнологичного сектора экономики.

Поэтому при разработке муниципальной инновационной политики важен системный подход. При этом сущность инновационного развития состоит в изменении характера экономического роста — в переходе от экстенсивного развития, основанного на устаревших технологиях, организации и структуре экономики, к интенсивному развитию на основе нововведений.

Роль муниципальных образований в обеспечении инновационного развития экономики связана с несколькими направлениями. Главное из них — формирование предпосылок для широкой экономической активности, поддержка инновационной политики больших и малых предприятий, развитие инфраструктуры экономики, обеспечивающей растущий спрос со стороны новых производств (транспорт, связь, жилищно-коммунальный комплекс, энергоресурсы и т. д.). Только при проведении системной инновационной государственной и муниципальной политики предпринимаемые меры и расходование средств бюджетов всех уровней бюджетной системы приведут к желаемому росту инновационной активности.

Российским законодательством социально-экономического развитие муниципального образования отнесено к вопросам местного значения со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому муниципальные образования имеют право формировать свою стратегию инновационного развития, разрабатывать и реализовывать собственные проекты и планы социально-экономического развития.

В порядке конкретизации стратегии развития Тамбовской области на период до 2030 года и, в частности, стратегии развития города Тамбова должна быть поставлена задача вхождения в число наиболее развитых инновационно активных регионов страны по обобщающим показателям социально-экономического развития. Речь идет о максимизации использования потенциала региона и его конкурентных преимуществ, а именно - используемый лишь частично высокий научно-образовательный и инновационный потенциал; диверсифицированная структура промышленного производства; выгодное транспортное положение, благоприятствующее развитию межрегиональных экономических связей; развитый инвестиционно-строительный комплекс.

Направления инновационного развития экономики муниципального образования

Использование потенциала региона предполагает решение следующих организационных задач с непосредственным участием администрации области и города:

•        развитие сетевой кооперации в производстве инновационной продукции путем формирование единого и взаимоувязанного с сектором реальной экономики научно-образовательного и инновационно-технологического информационного пространства деловых коммуникаций, образующего «информационный мост» между разработчиками инновационной продукции и инвесторами, заинтересованными в ее промышленном освоении;

•        поддержка создания и развития малых инновационных предприятий при научных учреждениях и высших учебных заведениях области, стимулирование инновационной деятельности в этих предприятиях и вовлечения инноваций в рыночный оборот;

•        содействие появлению кластеров потенциальных инноваций, способных конкурировать на национальном и мировом рынках, посредством конкурсной финансовой поддержки новых инновационных компаний, работающих в высокотехнологичных секторах экономики;

•        осуществление на условия государственно-частного партнерства системообразующих региональных инновационных проектов по приоритетным направлениям инновационного развития экономики города и области, включая поддержку инновационной деятельности инициаторов проектов на стадиях: создания объектов интеллектуальной собственности и организации их использования («посевная» стадия); опытно-конструкторских работ и опытного (пилотного) производства; развития инноваций и инновационного роста при становлении серийного производства, а также кластерных проектов, направленных на инновационное обновление регионального индустриально-аграрного производственного комплекса и низкотехнологичных способов промышленного производства за счет широкого вовлечения научных и образовательных организаций, промышленных предприятий, малого бизнеса, банковского и венчурного капитала в процесс модернизации и инновационного развития муниципальной  региональной экономики.

•        организация экспертного сообщества, оценивающего результативность инновационной политики в целом и эффективность ее отдельных составляющих;

•        развитие инфраструктуры инновационной системы, включая вузы и научные учреждения, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные промышленные кластеры, учебно-деловые центры, центры трансферта технологий и другие специализированные организации; повышение экономической эффективности инновационной деятельности, извлечение дополнительной инновационной ренты;

•        развитие нормативно-правового, информационного обеспечения инновационной деятельности, инновационной культуры (мировоззрения) в среде предпринимателей, работников промышленности, областной и городской администрации на основе реализации новых образовательных программ вузовской подготовки специалистов и переподготовки кадров в системе послевузовского обучения.

Успешная реализация названных задач требует создания и развития современной региональной инновационной системы, обеспечивающей поддержку инновационной деятельности на всех стадиях инновационного цикла, являющегося ключевым системообразующим фактором социально-экономического развития области и преодоления сложившегося технологического отставания ряда отраслей региона. При этом деятельность региональной власти и администрации города должна быть направлена преимущественно на развитие инновационной предпринимательской активности, активизацию «точек экономического роста» и достижение высоких показателей деятельности базовых отраслей промышленности на основе кластерной концепции развития региональной экономики и непосредственного участия в ее реализации ведущих корпораций, вузов и институтов гражданского общества.

Мероприятия, направленные на инновационное развитие экономики муниципального образования

В рамках повышения качества управления на региональном и муниципальном уровнях должны быть осуществлены следующие организационные мероприятия:

•        разработка и принятие федеральной программы содействия проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне – создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, реформы функций государственного управления (выполнение законодательных решений по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления);

•        создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей, состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов, выявления инфраструктурных ограничений и возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, создание системы сбора и распространения лучшей практики проведения реформ на региональном и местном уровне;

•        содействие межрегиональной координации решений в области экономической политики – участие федеральных органов исполнительной власти в процессе разработки стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации (групп субъектов) и финансировании межрегиональных инфраструктурных проектов, инициируемых несколькими субъектами федерации либо крупными группами поселений в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития;

•        содействие реализации пилотных проектов социально-экономических реформ на региональном и местном уровнях – разработка и принятие федеральной нормативно-правовой базы для проведения экспериментов по внедрению новых инструментов социально-экономической политики в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Обязательным условием реализации пилотных проектов должны стать мониторинг и контроль со стороны федеральных органов, последующая обработка результатов эксперимента с целью распространения лучшей практики и внесения в установленном порядке законопроектных инициатив;

•        реализация существующих механизмов финансового поощрения регионов и муниципальных образований, ориентированных на проведение приоритетных реформ. Софинансирование усилий региональных и местных властей в области проведения социально-экономических реформ из федерального бюджета;

•        оценка уровня социально-экономического развития регионов, муниципальных образований, в зависимости от их функции в пространственной организации страны. Введение системы статистики для городских округов и городских поселений.

•        оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально-экономических, бюджетной и административной реформ, сбор информации и анализ состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, оценка реализации региональных программ социально-экономического развития.

В целом данные меры государственной и муниципальной административной и финансовой поддержки способны устранить барьеры для формирования конкурентоспособных кластеров и обеспечить привлечение инвестиций в экономическое развитие территории.

Экономические исследования показывают, что для консолидации деятельности различных бизнес-единиц, участвующих в создании нового наукоемкого продукта, целесообразно использовать концепцию региональных инновационных кластеров, характеризующихся высоким уровнем самоорганизации, мотивации и сбалансированности интересов участников хозяйственной деятельности, а также возможностью организации их эффективного взаимодействия с федеральными и местными органами власти на основе государственно-частного партнерства в промышленной сфере. Данные качества, в сущности, и обусловливают появление мультипликативных и синергетических эффектов межотраслевой кооперации и концентрации наукоемкого производства. Достижение этих эффектов требует повышения эффективности госрегулирования региональных экономических систем и поддержки предприятий на условиях государственно-частного партнерства.